english

Порядок перехода отраслей топливно-энергетического комплекса России

Проект

Редакция 3 (от 16.10.2015г.)

 

Порядок перехода

отраслей топливно-энергетического комплекса России на принципы наилучших доступных технологий

 

1.     Общие положения

Порядок перехода отраслей топливно-энергетического комплекса России (далее – ТЭК) на принципы наилучших доступных технологий (далее – Порядок) разработан во исполнение требований Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  а также соответствующих подзаконных нормативных актов (приведены в приложение 1).

Настоящий Порядок определяет цели, основные задачи, принципы, этапы, организационно-экономические механизмы, ресурсное и нормативно-методическое обеспечение реализации перехода на принципы наилучших доступных технологий (далее – НДТ) в отраслях ТЭК и нацелен на обеспечение скоординированного, системного и последовательного перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ. Порядок предназначен для организаций ТЭК, имеющих в собственности объекты I и IIкатегорий, а также уполномоченных и заинтересованных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с переходом отраслей ТЭК на принципы НДТ.

2.     Термины и определения

В настоящем Порядке применяются понятия, используемые в Федеральном законе Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в предварительном национальном стандарте ПНСТ 22-2014 «Наилучшие доступные технологии. Термины и определения».

3.     Цель и основные задачи перехода на НДТ в отраслях ТЭК

Цель: повышение экономической, энергетической и экологической эффективности работы объектов отраслей ТЭК на основе использования наилучших доступных и инновационных технологий.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи перехода на НДТ.

3.1.    Разработать шесть отраслевых справочников по НДТ:

-        «Добыча сырой нефти»;

-       «Добыча природного газа»;

-       «Переработка нефти»;

-       «Переработка природного и попутного газа»;

-       «Добыча и обогащение угля»;

-       «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии».

3.2.    Разработать  необходимые нормативно-технические и методические документы с целью установления технологических показателей для новых, модернизированных и действующих объектов (установок).

3.3.    Разработать новые и/или актуализировать действующие отраслевые и корпоративные нормативно-технические документы для обеспечения перехода на принципы НДТ.

3.4.    Провести работу (с учетом экономической целесообразности) с целью определения необходимости формирования предложений по уточнению отнесения  объектов (установок) компаний ТЭК, в том числе работающих на одной промышленной площадке, к одной из четырех категорий в зависимости от их технических характеристик (в том числе мощности, вида и объемов используемого топлива), режимов работы и уровней потребления природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, природно-климатических, горно-геологических условий.

3.5.    Сформировать реестр категорированных объектов на основе статистической информации и информации, предоставляемой федеральными органами, уполномоченными осуществлять деятельность, связанную с переходом на принципы НДТ.

3.6.    Разработать планы действий – «дорожные карты» перехода на НДТ для отрасли и компаний с государственным участием.

3.7.    Разработать и утвердить в установленном порядке программы повышения экологической эффективности (для объектов I категории), включая мероприятия по верификации систем мониторинга воздействий на окружающую среду объектов (установок) компаний ТЭК и внедрению автоматизированных систем непрерывного мониторинга стационарных источников воздействий на окружающую среду.

3.8.    Подготовить методическую базу для подготовки и подачи заявок в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти на получение Комплексных экологических разрешений (для объектов I категории).

3.9.    Подготовить методическую базу для подготовки и подачи деклараций о воздействии на окружающую среду в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для объектов II категории).

3.10.                      Осуществить реализацию программ повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и планов мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категории).

4.     Основные принципы перехода на НДТ в энергетике

4.1.    Использование единой терминологической базы по наилучшим доступным и инновационным технологиям.

4.2.    Применение НДТ на всех этапах (стадиях) жизненного цикла объектов ТЭК.

4.3.    Категорирование объектов (установок) компаний ТЭК в зависимости от уровня комплексного воздействия на окружающую среду или мощности, горно-геологических, природно-климатических условий, уровня потребления природных ресурсов, вида и объемов используемого топлива, режимов работы.

4.4.    Дифференцированный подход к вновь вводимым, модернизируемым и действующим объектам (установкам).

4.5.    Соответствие НДТ требованиям промышленной и экологической безопасности.

4.6.    Максимальная унификация основного, вспомогательного оборудования, природоохранного оборудования, применение типовых проектных решений.

4.7.    Комплектность поставки при новом строительстве основного и природоохранного оборудования, соответствие природоохранного оборудования критериям надёжности основного оборудования.

4.8.    Координация деятельности по переходу отраслей ТЭК на принципы НДТ с деятельностью по инновационному развитию ТЭК.

4.9.    Межведомственная координация работ и консолидация бюджетных и внебюджетных средств при разработке и освоении новой техники и технологий, исключение дублирования НИОКР на корпоративном уровне.

4.10.                      Синхронизация поэтапного перехода на принципы НДТ с формированием единого рынка электроэнергии и углеводородов в странах Евразийского экономического союза.


 

5.     Основные этапы перехода на НДТ в отраслях ТЭК

Переход на НДТ в отраслях ТЭК, осуществляется в 2 этапа: подготовительный этап (2015-2019 годы) и этап осуществления практического перехода на НДТ (2019-2034 годы).

На первом этапе в период с 2015 по 2020 годы осуществляется следующий комплекс мер.

2015 год:

5.1.    Определение детальной структуры, содержания и порядка разработки шести отраслевых справочников по НДТ с учетом структуры и содержания межотраслевых справочников.

5.2.    Формирование предложений по сбалансированному составу технических рабочих групп по разработке отраслевых справочников по НДТ.

5.3.    Разработка научно обоснованных предложений по внесению изменений в действующую систему сбора, обработки и хранения информации с целью мониторинга процесса перехода на НДТ в отраслях ТЭК.

5.4.    Разработка научно обоснованных предложений о включении в государственные программы и программы инновационного развития организаций ТЭК с государственным участием мероприятий и показателей, характеризующих переход на принципы НДТ.

5.5.    Разработка предложений по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы, касающейся перехода на принципы наилучших доступных технологий и внедрения современных технологий в ТЭК России.

5.6.    Разработка предложений по отраслевому плану действий («дорожной карте») по переходу на принципы НДТ в отраслях ТЭК.

5.7.    Разработка и обоснование технических заданий,  стоимости и графика выполнения комплекса работ, направленных на обеспечение перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ (с учётом разработки межотраслевых справочников).

2016-2017  годы:

5.8.    Утверждение  порядка и отраслевого плана действий («дорожной карты») по переходу на принципы НДТ в отраслях ТЭК.

5.9.    Организация на принципах государственно-частного партнерства финансирования комплекса работ, направленных на разработку и утверждение шести отраслевых справочников по НДТ:

-        «Добыча сырой нефти»,

-        «Добыча природного газа»,

-        «Переработка нефти»,

-        «Переработка природного и попутного газа»,

-        «Добыча и обогащение угля»,

-        «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии»,

включая обоснование технологических показателей для новых, модернизированных и действующих объектов (установок).

5.10.                      Проведение работ и формирования предложений по уточнению отнесения  объектов (установок) компаний ТЭК, в том числе работающих на одной промышленной площадке, к одной из четырех категорий в зависимости от их технических характеристик (в том числе мощности, вида и объемов используемого топлива), режимов работы и уровней потребления природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, природно-климатических, горно-геологических условий.

5.11.                      Формирование реестра категорированных объектов ТЭК (I-III категорий).

5.12.                      Разработка и утверждение в установленном порядке межотраслевого справочника НДТ по обеспечению энергоэффективности.

5.13.                       Проработка совместно с уполномоченными органами исполнительной власти и заинтересованными организациями механизмов государственной поддержки деятельности по внедрению НДТ с целью обеспечения их практического применения.

5.14.                      Проработка с уполномоченными органами исполнительной власти и заинтересованными организациями вопроса создания системы добровольной сертификации соответствия принципам НДТ.

5.15.                      Формирование программы разработки и актуализации нормативно-правовых и нормативно-технических документов, необходимых для обеспечения перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ.

2018-2019 годы:

5.16.                      Разработка, одобрение межведомственной комиссией и утверждение программ повышения экологической эффективности объектов I категории.

5.17.                      Разработка и утверждение планов мероприятий по охране окружающей среды объектов II и III категорий.

5.18.                      Разработка и утверждение программ производственного экологического контроля на объектах I, II и III категорий.

5.19.                      Реализация программы актуализации нормативно-правовых и нормативно-технических документов, необходимых для обеспечения перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ.

5.20.                      Определение совместно с Минприроды России структуры, содержания и порядка применения комплексных экологических разрешений для объектов ТЭК.

5.21.                      Разработка заявок и полного комплекта документов на получение комплексного экологического разрешения.

На втором этапе перехода на НДТ (2019-2034 годы) осуществляется следующий комплекс мер.

2019-2024 годы:

5.22.                      Получение комплексных экологических разрешений.

2019-2027 годы:

5.23.                      Реализация программ повышения экологической эффективности для объектов I категории.

5.24.                      Реализация планов мероприятий по охране окружающей среды для объектов II и III категории.

2019-2034 годы:

5.25.                      Реализация программ повышения экологической эффективности для объектов 1 категории, имеющих статус градообразующих организаций, а также для объектов, акции которых находятся в федеральной собственности и которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

5.26.                      Разработка порядка и механизмов актуализации справочников НДТ для отраслей ТЭК.

6.     Механизмы и меры обеспечения перехода на НДТ в отраслях ТЭК

6.1.    Государственные административные и экономические меры и механизмы.

Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2014 г.
№ 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены административные и экономические меры и механизмы, направленные на обеспечение перехода на принципы НДТ, в том числе:

-              за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду коэффициент к ставке платы равняется нулю;

-              из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты включенные в план мероприятий по охране окружающей среды или в программу повышения экологической эффективности, согласованные в установленном порядке;

-              с 1 января 2019 вводится запрет на согласование проектов по строительству и реконструкции объектов Iкатегории, не отвечающих показателям НДТ;

-              с 1 января 2020 вводится запрет на строительство объектов Iкатегории, не отвечающих показателям НДТ;

-              за превышение объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ свыше показателей НДТ (установленные для объектов I категории и указанные в декларации для объектов II категории) коэффициент к ставке платы увеличивается в 100 раз.

Предусмотрена государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ при реализации различных мероприятий, в том числе:

-              проектирование, строительство, реконструкция сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа и шахтного метана.

-              установка оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух.

-              внедрение энергоэффективного оборудования.

Формы государственной поддержки:

-              зачет платы за негативное воздействие в счет инвестиций в модернизацию;

-              возмещение процентной ставки по кредиту в счет налога на прибыль;

-              установление льгот по платежам за негативное воздействие на окружающую среду;

-              установление налоговых и таможенных льгот для компаний при внедрении НДТ;

-              установление повышенных норм амортизации производственных фондов, построенных для достижения показателей НДТ;

-              установление льготных тарифов на электроэнергию, ж/д перевозки.

6.2.    Организационные механизмы

С целью учёта особенностей перехода на НДТ в отраслях ТЭК и представления интересов отрасли и организаций ТЭК, представители Минэнерго России, компаний, отраслевых научно-исследовательских и других заинтересованных организаций участвуют в работе структур федерального уровня, созданных (создаваемых) для организации перехода на НДТ,  в том числе:

-              Межведомственного совета по НДТ;

-              технического комитета Росстандарта ТК 113 «Наилучшие доступные технологии»;

-              технических рабочих групп Бюро НДТ;

-              рабочей группы по экологии и охране окружающей среды Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

-              рабочей группы «НДТ и экология» в НП «Совет производителей энергии»;

-              рабочей группы по вопросам применения принципов наилучших доступных технологий в промышленности при Комитете РСПП по экологии и природопользованию.

В государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» и программы инновационного развития компаний с государственным участием включаются мероприятия и показатели перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ.

Минэнерго России выполняет следующие функции в части перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ:

-              обеспечение разработки справочников НДТ, включая организацию финансирования, сопровождение согласования и утверждения;

-              утверждение совместно с уполномоченными органами исполнительной власти технологических нормативов и показателей НДТ для отраслей ТЭК;

-              формирование отраслевой позиции и взаимодействие с министерствами и ведомствами по вопросам перехода на НДТ;

-              взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам практического применения в отраслях ТЭК мер государственной поддержки перехода на принципы НДТ;

-              проработка и при необходимости инициирование внесения изменений в нормативно-правовую и нормативно-техническую базу в связи с переходом отраслей ТЭК на принципы НДТ;

-              организация учета в госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики» и программах инновационного развития компаний с государственным участием мероприятий и показателей перехода на НДТ;

-              синхронизация и координация деятельности по переходу отраслей ТЭК на принципы НДТ с деятельностью в рамках Национальной технологической инициативы, импортозамещения, инновационного развития ТЭК;

-              обеспечение координации деятельности организаций ТЭК при переходе на принципы НДТ;

-              обеспечение актуализации справочников НДТ в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.

В целях координации работ по переходу на принципы НДТ Минэнерго России определяет и обеспечивает необходимыми ресурсами организацию (организации/структурную единицу), на которую возлагаются следующие функции:

-              взаимодействие с Росстандартом и Бюро НДТ по вопросам перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ;

-              организация сбалансированного представительства и содержательного участия отраслевых экспертов в деятельности технических рабочих групп Бюро НДТ по разработке справочников НДТ;

-              разработка и сопровождение IT-платформы и автоматизированных рабочих мест (АРМ) для обеспечения разработки справочников НДТ, мониторинга перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ (с последующей интеграцией с ГИС ТЭК);

-              мониторинг хода разработки справочников НДТ, фиксация принципиальных развилок и разногласий, содействие в их разрешении;

-              информирование Минэнерго России о ходе разработки справочников НДТ, инициирование при необходимости консультативных и согласительных совещаний для согласования позиций и снятия разногласий;

-              организационное, информационно-аналитическое сопровождение рассмотрения, согласования и утверждения справочников НДТ для отраслей ТЭК;

-              мониторинг актуализации нормативно-правовой базы, касающейся перехода на принципы НДТ, подготовка предложений по ее совершенствованию;

-              мониторинг показателей перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ, включенных в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» и программы инновационного развития компаний с государственным участием;

-              мониторинг реализации  отраслевого плана действий («дорожной карты») по переходу на принципы НДТ в отраслях ТЭК.

6.3.    Финансовые механизмы

Финансирование мероприятий по переходу отраслей ТЭК на принципы НДТ будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства.

Основные мероприятия по переходу отраслей ТЭК на принципы НДТ, включая мероприятия федерального и корпоративного уровня, будут включены в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики», программы инновационного развития компаний с государственным участием с указанием источников и объемов финансирования.

Мероприятия по переходу на принципы НДТ, предполагающие проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработку, опытно-промышленную эксплуатацию и организацию промышленного производства, будут представлены в установленном порядке для финансирования в рамках соответствующих государственных и федеральных целевых программ, в том числе государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

К финансированию мероприятий по переходу на принципы НДТ будут привлечены институты развития с учетом их приоритетов и направлений деятельности.

7.     Мониторинг перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ

Минэнерго России организует мониторинг перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ, а также формирование и ведение государственного реестра категорированных объектов ТЭК, ежегодно формирует сводный отчёт по вопросам перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ для представления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Мониторинг перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ включает в себя:

-              мониторинг актуализации нормативно-правовой базы, касающейся перехода на принципы НДТ;

-              мониторинг показателей перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ, включенных в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» и программ инновационного развития компаний с государственным участием;

-              мониторинг реализации отраслевого плана действий («дорожной карты») по переходу на принципы НДТ в отраслях ТЭК;

-              мониторинг реализации программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды;

-              мониторинг показателей воздействия на окружающую среду;

-              мониторинг объемов платежей за воздействие на окружающую среду, природопользование, текущих и капитальных затрат на природоохранные мероприятия.

Реестр категорированных объектов ТЭК включает в себя сведения о:

-              категории объекта;

-              наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации;

-              стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;

-              декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

-              комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;

-              программах производственного экологического контроля;

-              мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

-              применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;

-              технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;

-              результатах осуществления государственного экологического надзора;

-              консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

8.     Заключительные положения

Настоящий Порядок утверждается нормативным актом Минэнерго России.

Порядок подлежит актуализации не реже одного раза в три года или при существенном изменении условий, влияющих на деятельность отраслей ТЭК в связи с переходом на принципы НДТ.


 

 

Приложение 1
к проекту порядка перехода отраслей топливно-энергетического комплекса России на принципы наилучших доступных технологий

 

Перечень нормативно-правовых и нормативно-технических актов, направленных на обеспечение перехода на наилучшие доступные технологии

 

1.           Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г.
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2.           Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 19 марта 2014 г. № 398-р «Об утверждении комплекса мер, направленных
на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход
на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий».

3.           Приказ Минпромторга России от 7 мая 2014 г. №861
«Об образовании Межведомственного совета по переходу на принципы наилучших доступных технологий и внедрению современных технологий».

4.           Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 3 июля 2014 г. № 1217-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Внедрение инновационных технологий и современных материалов
в отраслях топливно-энергетического комплекса».

5.           Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 09 июля 2014 г. № 1250-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест».

6.           Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г.
№ 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7.           Приказ Росстандарта от 1 августа 2014 г. №1236 «О создании технического комитета по стандартизации «Наилучшие доступные технологии».

8.           Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 31 октября 2014 г. № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания
в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий».

9.           Приказ Росстандарта от 3 декабря 2014 г. № 1920 «О формировании Бюро НДТ».

10.      Постановление Правительства Российской Федерации
от 23 декабря 2014 г. № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации
и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».

11.      Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 24 декабря 2014 г. № 2674-р «Об утверждении перечня областей применения наилучших доступных технологий».

12.      ПНСТ 21-2014 «Наилучшие доступные технологии. Структура информационно-технического справочника».

13.      ПНСТ 22-2014 «Наилучшие доступные технологии. Термины
и определения».

14.      ПНСТ 23-2014 «Наилучшие доступные технологии. Формат описания технологий».

15.      Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г.
№ 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

16.      Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 г. № 665
«Об утверждении методических рекомендаций по определению технологий
в качестве НДТ».

17.      Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 8 июля 2015 г. № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ,
в отношении которых применяются меры государственного регулирования
в области охраны окружающей среды».

18.      Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 августа 2015 г. № 1678-р «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации».

19.      Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, IIIIIи IVкатегорий».

 

Распечатать